Морихэй Уэсиба (植芝 盛平 , родился 14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года в Танабе, Япония) — основатель искусства айкидо.
Само название айкидо (合気道) состоит из трёх иероглифов:
- ай (合) — соединение, гармония;
- ки (気) — энергия, духовная сила;
- до (道) — путь.
В давние времена совершенное владение приемами нападения и защиты, как с оружием так и без него, было жизненно необходимо каждому японскому воину. Поэтому бойцы тренировали разные виды боевых искусств, передавая секреты техник от отца к сыну, от мастера к ученику. В свое время в Японии нашлись люди, которые смогли переосмыслить давние традиции и, додав к ним философию самосовершенствования человека и гармонию его с окружающим миром, разработали новый подход к боевым искусствам, как к способам становления и развития личности. Так появилось кэндо, дзюдо, кюдо и др. В этих названиях «до» — это путь развития и совершенствования. Одним из таких путей и есть искусство Айкидо, которое было создано Морихеем Уесибой, которого еще называют Осенсеем ( Великим Учителем).
Технично основы Айкидо (合気道, современное японское боевое искусство) заложил в середине 1930-х годов на основе элементов традиционных японских единоборств: дайто-рю Айки-дзюцу (大東流合気柔術, японское боевое искусство), кэн-дзюцу (剣術, японское владение мечом) и дзе-дзюцу ( искусство владение оружием длиной примерно 127 см). Основание стала школа Дайто-рю Айкидзюцу, методы которой Уесиба изучал под руководством Такеды Сокаку (武田 惣角). Она имела в своем арсенале более 2 000 приемов и считалась одной из наиболее эффективных среди школ дзюдзюцу.
Жизнь основателя айкидо похожа на легенду. В молодом возрасте Уесиба мечтал стать самым сильным бойцом Японии. Он ходил от додзе к додзе, занимался у различных мастеров, позднее, победив их, шел далее. Потом, поняв бесполезность своих побед, он обратился к религиозному пути просветления Омотэ-кё. Знакомство с основателем этого течения Онисабуро Дэгути монахом, чудотворцем, стало поворотным пунктом его биографии.
Морихей Уесиба видел Айкидо, которое содержало понятие гармонии и любви, как способ объединения всех людей в мире, как ему и проповедовали в Омотэ-кё, духовные постулаты которого легли в основание философии айкидо — пути гармонии и любви.
Ученики помнят Осенсея, как мастера боевых искусств, чья практика Айкидо привела его к новому уровню — от мастера, который владел совершенной техникой, к моральному и философскому познанию айкидо, как пути к мировой гармонии перед лицом окружающей агрессии. Уесиба научил большое количество учеников, которые позднее сами стали учителями, создав собственные школы Айкидо.
Следует отметить, что айкидо развивалось и совершенствовалось на протяжении всей жизни его основателя. Известно много философских высказываний Великого учителя, одно из которых: «Я хочу призвать людей прислушаться к голосу Айкидо. Это не ради исправления других, это ради исправления Вашего собственного разума. Это и есть Айкидо.»
Основатель школы Айкидо Йошинкан Годзо Шиода родился 9 сентября 1915 года в городе Токио в семье известного и успешного врача-педиатра Сиода Сеичи. Отец Годзо верил в огромную пользу занятий боевыми искусствами с раннего возраста для гармоничного развития. В детстве Годзо не отличался крепким от рождения здоровьем, но, благодаря заботе и знаниям отца, он смог побороть свои недуги. Под его влиянием мальчик полюбил занятия спортом. Интерес к боевым искусствам проснулся у мальчика в раннем возрасте. Развитию столь раннего интереса послужил тот факт, что его отец организовал в своем доме школу дзюдо с названием «Йошинкан» (дословно — «дом развития, совершенствования духа»). впоследствии, Годзо Шиода назовет свой стиль Йошинкан — в честь своего отца. Тренировки закалили Шиоду, и, к моменту обучения в старших классах, он получил черный пояс по дзюдо. Также Годзо проявлял интерес и к кэндо.
Однако, именно желание проверить свои знания по дзюдо, привело его в школу Морихея Уесибы, учителя дайто-рю айкибудзицу и бывшего старшего ученика Сокаку Такеды. Имея неплохой опыт в кэндо и дзюдо, молодой Шиода скептически отнесся к чистым, сдержанным техникам, которые он увидел. Почуствовав такое отношение, Уесиба предложил ему атаковать и, в мгновении ока, молодой человек оказался на полу, потирая голову после неудачной попытки ударить ногой. Дзюдо Шиоды оказалось неэффективным по сравнению с техникой айкидзюцу, что потрясенный Годзо в возрасте 17 лет принял решение обучаться в додзе Уесибы у самого мастера.
В то время айкидо находилось на стадии формирования и в основном состояло из жестких техник айкидзюдзюцу и называлось айкибудо. Додзе Уесибы называлось «Кобукан Додзе» или «дзигоку», что означает «дьявольское» из-за жестокости проведения тренировок. Это был тот тип тренировок, которые нравились Годзо Шиоде и который он попытался сохранить позже, когда основал Йошинкан. Годзо выделялся из всех учеников неуемной энергией и постоянным желанием стать лучшим из лучших.
По рекомендации директора школы и друга семьи мистера Мунетака Абэ, он поступает в Университет Такусеку. Все это время Годзо продолжает тренироваться в додзе Морихея Уесибы Кобукан. Однажды Шиода и его кохай («товарищ, стоящий позади») вступили в схватку с бандой якудза, насчитывавшей приблизительно 30 человек. Он смог одержать победу в этой схватке, первым выведя из строя их лидера. Шиода говорил, что это был важный момент в тактике со многими противниками.
По окончании университета в 26-летнем возрасте Шиода отправился в Китай в составе Императорской армии Японии. Во время пребывания там, а также на Тайвани и Борнео, ему предоставилось несколько случаев на практике проверить свои навыки в боевых искусствах. Этот период в жизни он впоследствии назовет своим «Мусага Сюге» (период проверки полученных знаний и навыков айкидо в смертельной опасности военных действий). некоторые из событий этого времени Шиода описывает в книге «Айкидо Шойгу»: Гармония в конфронтации».
По окончанию войны Шиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Морихея Уесибы, но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать свое собственное направление — Йошинкан.
Уесиба, а было ему в то время более 60 лет, начал превращать свое боевое искусство в способ духовного развития. Шиода же предпочел сохранить эффективные методы единоборства, которые изучал до войны. Впоследствии, школа Йошинкан всегда отличалась выносливостью, хорошей подготовкой и эффективностью техники. В результате она и по сей день остается школой подготовки, наиболее предпочитаемой армией и полицией.
Стиль Айкидо Йошинкан известен как динамичный , что связано с практичностью используемых в них приемов, но при этом он также остается верным идеалам миролюбия и гармонии, изложенным основателем айкидо Морихеем Уесибой. Этот стиль получил широкое распространение в мире и в настоящее время за пределами Японии насчитывается приблизительно 150 додзе, объединенных организацией AIKIDO YOSHINKAN FOUNDATION (AYF).
В 1961 году Морихей Уесиба присвоил Годзо Шиоде 9-ый дан. Его выдающийся вклад в развитие японских боевых искусств, и в частности, айкидо, был признан Международной Федерацией Боевых Искуссив, которая присвоила ему почетный 10-ый дан и дан Мейдзин — Великий Мастер.
Позже Годзо Шиода был признан лидерами всех воинских искусств и награжден званиями «Му-Дан» (вне Данов) и также признан Культурной Ценностью Японии.